Топ-200 агрокомпаний: кто инвестирует в развитие морпортов

22.01.2016
138 Views

Более высокие урожаи стимулируют порты всерьез заняться модернизацией имеющихся мощностей и строительством новых. Однакоиз-за сложной экономической ситуации некоторые инвестиционные проекты были заморожены и перенесены на более поздние сроки.

Последние несколько лет зерновой и масличный экспорт из Украины демонстрирует положительную динамику, а это означает, что услуги по перевалке зерна и масел через морские порты крайне востребованы.

Согласно оценкам Администрации морских портов (АМПУ), на данный момент морские порты Украины способны перевалить 42 млн тонн зерна в год (без учета портов оккупированного Крыма). По итогам 2014 года морпорты перевалили порядка 32,45 млн тонн (в 2013 году — 25,8 млн тонн).

О перспективах увеличения урожая зерновых в Украине говорят не один год, поэтому портовики еще с 2013-го начали активно обсуждать проекты кардинального обновления портовой инфраструктуры и увеличения мощностей по перевалке зерновых.

АМПУ в рамках долгосрочной стратегии развития морпортов на 25 лет реализовывает сразу несколько проектов по строительству перегрузочных комплексов для зерновых культур, растительных масел, шрота и мелассы в порту «Южный». В портах Одессы и Рени идет реконструкция погрузочного комплекса и строительство зерноперегрузочного комплекса. Также проводится модернизация зернового погрузочного комплекса в Николаеве.

В дальнейшем АМПУ планирует построить универсальные перегрузочные комплексы в Николаеве, Измаиле и Белгород-Днестровском,а также завершить вторую очередь зернового терминала в Херсоне и зерновой комплекс в специализированном порту «Октябрьск».

Успешные проекты

Не отстают от госучреждения и частные морпорты, стивидоры и зернотрейдеры. В частности, близится к завершению строительство самого перспективного зернового терминала с проектной мощностью 4,5 млн тонн в год компании «Бруклин-Киев» в Одесском порту.По словам начальника терминала Сергея Черникова, строительство комплекса, в которое уже инвестировано $76 млн, планируется завершить в 2016 году. Реализация проекта осуществляется за счет поддержки французского зернотрейдера Louis Dreyfus, который обеспечивает львиную долю загрузки порта, а также за счет средств ЕБРР.

И это не все инициативы «Бруклин-Киев». 8 октября 2015 года генеральный директор компании Юрий Губанков анонсировал намерение профинансировать строительство зернового терминала и реконструкцию причалов в Ильичевском морском порту. Как передает «ЦТС-Консалтинг», Губанков заявил, что обсудил с ЕБРР перспективы финансирования проекта по строительству зернокомплекса в тылупричалов № 7–9. Он сообщил, что необходим общий объем инвестиций $200 млн, финансовая помощь от ЕБРР может составить половину стоимости проекта, еще 30-40% может обеспечить сама компания. Гендиректор «Бруклин-Киев» также подчеркнул, что разработка проектаи получение всех согласований может занять от полутора до двух лет, столько же времени займут строительные работы.

Активно использует обновленные мощности по перевалке зерна и частный морской порт «Ника-Тера» Дмитрия Фирташа. В 2014/2015маркетинговом году порт обеспечил перевалку около 5-6% всего зернового экспорта. В 2014 году порт построил новый зерновой элеватор из 18 силосов вместимостью 170 тыс. тонн. В реализацию проекта инвестировано 347 млн грн. Также на терминале была построена зерновая лаборатория с автоматизированной системой забора проб зерна из автотранспорта. Вместимость зернохранилищ порта составляет 210 тыс. тонн. По итогам 2015 года зерновой терминал будет полностью оборудован для оказания услуг по доработке зерна (очистке и сушке), доставляемого автотранспортом. Также ведутся работы по развитию инфраструктуры зернового комплекса. В частности,строительство дополнительного железнодорожного парка. В планах — сооружение еще одного лабораторно-визеровочного комплексаи строительство новой автомобильной накопительной площадки на 200 автомобилей.

В Николаевском морпорту также кипит работа по модернизации и строительству новых перевалочных мощностей. В частности, компания «Нибулон» Алексея Вадатурского проводит модернизацию своего терминала, в рамках которой будет увеличен один из причалов до222 м, что позволит принимать суда типа Handymax (40 тыс. — 50 тыс. DWT). Также планируется строительство дополнительных емкостей для хранения зерна, что позволит увеличить объем единовременного хранения с существующих 130 до 250 тыс. тонн. Сейчас годовая мощность перевалки терминала составляет 6 млн тонн. Компания также делает упор на развитие речных перевозок и расширяет сеть речных терминалов на реках Днепр и Южный Буг. Так в 2014/2015 МГ компания построила и сдала в эксплуатацию семь подобных терминалов.

Кроме «Нибулона» собственный проект в Николаевском порту реализует американская Bunge. Компания возводит производственно-перегрузочных комплекс в тыловой части причалов № 13 и № 14. По данным Центра транспортных стратегий, проект предусматривает сооружение маслоэкстракционного завода и резервуарного парка для сырого масла емкостью 10 тыс. тонн. В целом емкость всех складов составит 140 тыс. тонн. А максимальная годовая мощность — 4 млн тонн. Стоимость комплекса — $170 млн.

В 2014 году компания Noble Group Limited из Гонконга презентовала проект по строительству нового комплекса по перевалке зерновых грузов на первом и втором причалах Николаевского порта. Проектная мощность строящегося комплекса составляет 2,5 млн тонн в год,стоимость реализации проекта — $75 млн.

Согласно документу, строить терминал будет компания «МВ Карго» (по данным Единого государственного реестра юридическихи физических лиц (ЕГР), ООО «МВ Карго» основано в 2004 году, учредителем является кипрская компания «Корнлекс Импекс Лимитед». — Ред.). Затем американская компания приобретет 51% терминала и будет осуществлять перевалку грузов. Сейчас проект находитсяна стадии согласования договора между компанией Cargill и государством. Скорее всего, о подробностях сотрудничества будет известно в2016 году.

Призрачные планы

Нестабильная ситуация в Украине внесла свои коррективы в планы участников портового сектора и притормозила некоторые из проектов.

Одной из самых резонансных новостей 2014 года стала информация о том, что холдинг «Портинвест» Рината Ахметова совместнос компанией UkrLandFarming (ULF) Олега Бахматюка решили построить мультифункциональный аграрный хаб в порту «Южный» по обе стороны Аджалыкского лимана. Но, видимо, из-за финансовых проблемы аграрных и банковских активов Бахматюка этот проектпо-прежнему остается на стадии разработки и неизвестно, будет ли вообще реализован. В компаниях пока воздерживаютсяот комментариев по совместному проекту, комментируя лишь, что «ведутся переговоры». В то же время холдинг «Портинвест» активно разрабатывает собственный проект агропромышленного хаба мощностью 10 млн, который будет построен на землях, принадлежащих холдингу.

В сентябре 2015 года в интервью журналу «Порты Украины» руководитель проекта ULF по строительству зерновых терминаловв акватории порта «Южный» Евгений Садовой заявил об еще одном проекте Бахматюка на другом берегу Аджалыкского лимана. По егословам, на своих землях ULF планирует начать строительство зернового терминала в начале 2016 года. Садовой подчеркнул, что если строительство стартует в заявленном году, то в таком случае первая очередь нового зернового терминала заработает через два года.

Топ-менеджер ULF уточнил, что проектом предполагается строительство терминала, который на первом этапе будет иметь мощность 5 млнтонн. У него будут два причала длиной 600 метров с глубинами по 16 метров, где можно будет обрабатывать суда дедвейтом до 100 тыс.тонн. Емкости единовременного хранения на первом этапе будут достигать 400 тыс. тонн. В дальнейшем они могут быть увеличены до800 тыс. тонн, а мощность терминала — до 10 млн тонн в год. В 2012 году Бахматюк заявлял, что рассчитывает инвестироватьв строительство нового терминала около $700–800 млн.

Если все заявленные планы осуществятся, то вскоре украинские морские порты смогут похвастаться современными комплексами по перевалке зерновых и масличных грузов, а также станут удачными примерами привлечения иностранных инвестиций в инфраструктуру.Обновленные мощности в морпортах позволят без проблем перевалить намного больше заявленных на данный момент 42 млнтонн зерна.

delo.ua

You may be interested

На Первомайщині від заморозків загинуло 302 га озимої пшениці, 486 га озимого ячменю та 191 га озимого ріпаку
Новости,
0 shares13 views
Новости,
0 shares13 views

На Первомайщині від заморозків загинуло 302 га озимої пшениці, 486 га озимого ячменю та 191 га озимого ріпаку

daria - Июн 14, 2017

На початку тижня голова Первомайської райдержадміністрації Володимир Вовк провів нараду з керівниками установ та структурних підрозділів райдержадміністрації. Зокрема, йшлося про…

У Миколаєві заступник Міністра агрополітики заявила про найвищий в історії держави врожай та представила 169 нових сортів озимих та ярих
Новости,
0 shares56 views
Новости,
0 shares56 views

У Миколаєві заступник Міністра агрополітики заявила про найвищий в історії держави врожай та представила 169 нових сортів озимих та ярих

daria - Май 24, 2017

23 травня на базі Миколаївського національного аграрного університету відбувся День Поля з технології вирощування зернових колосових культур. Під час заходу було…

Украина за январь-апрель импортировала подсолнечника на $186 млн
Новости, Регионы
0 shares112 views
Новости, Регионы
0 shares112 views

Украина за январь-апрель импортировала подсолнечника на $186 млн

autor - Май 15, 2017

Украина по итогам января-апреля 2017 г. импортировала 19,59 тыс. т семян подсолнечника на сумму $186,14 млн. Об этом свидетельствуют данные…

Leave a Comment

Your email address will not be published.