Доходы Украины от орехового бизнеса снижаются катастрофическими темпами

25 января, 2021

Один из крупнейших экспортеров грецкого ореха — Украина, ощущает значительно снижение экспорта из-за резкого снижения цен. Об этом сообщает East-Fruit.

На сегодняшний день средняя цена на несортовой орех в скорлупе, по которой осуществляется реальная торговля, обычно не превышает 19 грн/кг, что соответствует 67 центам США или 55 евроцентам за кг. Это самая «ходовая» позиция на рынке. Самый дешёвый орех так называемой фракции «чернушка» можно купить даже по 8,00-11,00 грн/кг ($0,28-0,39/кг). Более скромные объемы на рынке составляет предложение сортовых грецких орехов в скорлупе, с калибром 30+, оптовые цены на которые озвучиваются в диапазоне по ценам до 40,00 грн/кг ($1,42/кг), хотя чаще всего можно найти в продаже фракцию 28+, которая доступна к продаже дешевле $1 доллара США за кг. Таким образом, средняя оптовая цена на орех в Украине ниже прошлогодней в среднем на 15-25% и это не предел, учитывая низкие темпы экспорта.

Ситуация на рынке ядра грецкого ореха тоже напряжённая, но здесь есть множество разных категорий качества. Так называемый «янтарь» продаётся в среднем по 55 грн/кг ($1,95), половинки – по 135 грн/кг ($4,8), четвертинки – по 97 грн/кг ($3,4), а одна восьмая – по 85 грн/кг ($3,0). Т.е., как видим, если у производителя есть сортовой орех, доработка и переработка, т.е. он готов продавать готовый продукт, а не сырьё, то не всё так плохо. Однако здесь присутствует большое «если».

Опрос фермеров, выращивающих грецкий орех в Украине, проведенный экспертами Fruit-Inform показал, что большинство из них, при закладке сада, даже не рассматривали вопрос включения в бизнес-план затрат на доработку и переработку продукции, т.к. поставщики саженцев обещали им $4-5 за орех «кругляк», проданный с поля без доработки.

Основные площади грецкого ореха в Украине 8-12 лет назад закладывались посадочным материалом, который позволял получать полноценный урожай ореха в среднем на 10-й год после посадки. С тех пор технологии шагнули вперёд, и сейчас закладываются сады, достигающие 100% плодоношения на 4-5-ый годы после посадки. Однако и сейчас, к сожалению, большинство производителей не думают о доработке и переработке орехов.

Соответственно, на рынке Украины не так уж много современных мощностей по переработке и доработке орехов. Таким образом, на данный момент переработчики ореха находятся в привилегированном положении, т.к. спрос на орех в скорлупе на мировом рынке очень низкий, и продать его можно лишь по крайне низкой цене, а мощностей по переработке ореха в Украине не хватает.

К сожалению обещания получения 4-5 долларов за орех в скорлупе без доработки продавцами саженцев озвучивались до самого недавнего времени. Причём распространяли такую заведомо ложную информацию обычно именно продавцы саженцев, а ореховоды очень хотели им верить, ведь тогда у них «бизнес-план» прекрасно складывался – инвестиции минимальные, а прибыли – высокие.

С помощью проекта EastFruit, стараемся сделать всё, чтобы рынок орехов стал максимально прозрачным, разъясняем разницу между сырьём и готовой продукцией и просим всегда делать акцент на качестве и маркетинге», — говорит Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

«Многие садят грецкий орех рассчитывая получить $4-5 за кг ореха в скорлупе. Однако:

  1. Такой цены нет и не ожидается — такая цена возможна при экспорте ореха премиального качества на требовательные рынки сбыта в больших объёмах.
  2. Чтобы получить такой орех, его нужно довести до товарного вида. Завод, который сможет это делать, если у вас 200 га сада или больше, обойдётся в полтора-два млн долларов. И да, не забываем о хранении!
  3. В маркетинг инвестировать тоже придётся.
  4. Калифорнийский фермер получает за свой чандлер идеального качества, уже доведённый до товарного вида (после завода за $2 млн) $1,5 доллара США за кг. Да, они прибыльны при этом».

А это значит, что многим ореховодам придётся в ближайшее время переосмыслить свои подходы к данному бизнесу. Ведь было немало тех, кто планировал высадить орех, как определённый «пенсионный фонд», который без существенных усилий будет обеспечивать его собственнику достойный доход в старости. Однако сейчас многие стоят перед дилеммой – инвестировать ли в этот бизнес в разы больше того, что уже вложено (устанавливая орошение, доработку, сушку и т.п.), или избавляться от него. При этом покупателей ореховых садов сейчас не так уж много.

А пока, по данным EastFruit, доходы Украины от орехового бизнеса снижаются катастрофическими темпами. В частности за первые три месяца сезона 2020/21 годов Украина выручила всего $36,6 млн от экспорта грецкого ореха, что почти вдвое (на 42%) меньше, чем за тот же период прошлого сезона! Это также на 31% меньше, чем в сезоне 2018/19 и вообще один из самых низких показателей выручки от экспорта грецких орехов за последние годы. А ведь в январе экспорт грецкого ореха из Украины уже, как правило, начинает резко снижаться.

Подробный анализ ситуации на мировом рынке орехов подготовленный аналитиками EastFruit в начале январе 2021 года показывает, что производство грецкого ореха интенсивно растёт во всём мире. Вероятно, уже в этом году мы увидим, как минимум, резкое снижение темпов закладки новых ореховых садов, и, как максимум, начала снижения площади грецких орехов в странах, для которых текущая цена на орех не покрывает производственных затрат.

«Стоит ожидать, что низкая цена на грецкий орех будет стимулировать рост потребления этого вида орехов в мире, особенно на фоне сравнительно высокой цены на фундук. А значит можно ожидать и углубления переработки грецкого ореха и более широкого его использования в пищевой промышленности. Если же в ближайшие годы менее эффективные игроки рынка избавятся от плантаций, то, цены на грецкий орех могут постепенно восстановиться в будущем. Не стоит забывать и о погодном факторе – в мире постоянно растут потери от нетипичных погодных условий, связанных с изменениями климата, что также может оказать поддержку мировым ценам на орех. Ведь в регионах с высокими погодными рисками всё большая часть урожая может оказываться утерянной. Соответственно, эффективные производители, пришедшие в этот бизнес с высоким уровнем технологий и с собственной доработкой и контролем маркетинга, в долгосрочной перспективе могут оказаться в выигрыше», — прогнозирует Андрей Ярмак.

Новости по теме

| |