Контракты GAFTA/FOSFA — правила игры по Английскому праву

18 октября, 2017

В пятницу, 13 октября, в южном городе-герое Одесса прошел тренинг для сотрудников торговых и логистических компаний в сфере агроэкспорта «Все о контрактах GAFTA/FOSFA и чартерах: 5-в-1». Встреча была проведена на двух языках – английском и русском, так как среди тренеров присутствовали эксперты из Великобритании и Латвии.

Организатором первого ежегодного практического тренинга выступила Международная юридическая служба Interlegal.

Первый тренер, официальный арбитр GAFTA, FOSFA, LCIA, ChambreArbitraledeParis и член LMAA Ричард Фейнт в своем выступлении затронул не только теоретические, но и практические аспекты работы. Особое внимание он уделил канонам Английского права, свободе договоров, видам и значениям отдельных положений договора. Г-н Фейнт рассказал и о частных случаях нарушения договоров. Несколько слайдов своей презентации он посвятил действиям трейдера при нарушении договора до наступления срока исполнения (Anticipatorybreach) и основаниям для его одностороннего прекращения (Repudiatorybreach).

Реальные кейсы дефолтов по торговым контрактам были особенно полезны для слушателей. Основываясь на многолетнем опыте арбитража, Фейнт смог поделиться последними данными по новациям и изменениям в правилах и процедурах работы таких международных организаций как GAFTA, FOSFA, LMAA.

Следующий спикер, Старший юрист, ACIArb, Международная Юридическая Служба Interlegal, Андрей Перепелица, говорил с участниками о тонкостях заключения договоров.

В частности, он подчеркнул, что «контракты срываются и люди теряют деньги и идут в арбитраж, не потому, что у них есть проблемы с качеством груза, с документами. Контракты срываются потому, что люди не могут переписываться и общаться во время исполнения, — отметил Перепелица.

В ходе своего выступления юрист привел ряд занимательных примеров о том, как некорректная формулировка или невовремя сделанное заявление приводило к недопониманию между заказчиком и исполнителем контрактом. Были приведены примеры случаев, когда такое поведение влекло за собой большие финансовые потери.

Один из самых интересных примеров:

«Вы зафрахтовали судно для перевозки груза. Обменялись всей нужной информацией. Груз в порту готов к отгрузке. За один день до начала лейкена (англ. «laycan» — период времени с указанием конкретных суток –обычно 2-3 рабочих суток, определяемый продавцом илипокупателем товара для осуществления погрузочно-разгрузочных работ.) судовладелец присылает вот такое письмо: «К сожалению, пароход занимался предыдущим рейсом и не сможет приплыть в лейкен. Просим продлить лейкен». Такое часто бывает, пароход задерживается и Вы не успеваете по планам. Что тогда? «Обращаю Ваше внимание, что письмо судовладелец прислал до начала лейкена и задолго до даты кенселинга. По Английскому праву, в случае, если судовладелец говорит Вам о том, что он точно не успевает в лейкен и точно не придет, фрахтователь не имеет права выставлять картер до даты канселинга. В данном конкретном случае требуется ждать конкретного числа для даты расторжения контракта».

После короткого перерыва участники продолжили работу по не менее интересной тематике. Вторая часть лекций под названием «Логистика и фрахт» охватила такие фундаментальные понятия как коносамент, виды чартеров в перевозке зерновых и масличных, фрахт, демередж и другие платежи и даже отдельные нюансы контейнерных перевозок.

Тренерами в этой секции выступили Наталья Мирошниченко (Партнер, WMU/LMA PgDMaritimeLaw), Андрей Перепелица (Старший юрист, ACIArb), Екатерина Гадецкая (Юрист), Международная Юридическая Служба Interlegal. Говорили о профессиональном шиппинге, тонкостях работы с контрактами.

Разобрали стандартный чартер – от теории к практике. Участникам продемонстрировали ключевые элементы современного документа. Рейсовый чартер (англ. «voyagecharterpаrty») – передача судна для перевозкигруза на один конкретный рейс.

– Документ состоит из двух частей – боксовая часть и текстовая часть. Интересно, что боксовая часть издается путем заполнения пустых боксов, а текстовая часть, с точностью да наоборот, там вычеркиваются части предложения, которые сторонами не согласованны. Как правило, к такой большой форме прилагается«writingclauses» (письменные оговорки) – дополнительное соглашение сторон. Они всегда превалируют над тем, что оговорено в стандартных частях чартера. Они являются либо заменяющими стандартные оговорки, либо дополняющими. Нужно быть очень аккуратными, чтобы не сотворить оговорку, которая является неисполнимой. Такое бывает, если в основном тексте не вычитали, написали чартер, а онине читаются вместе, – рассказала в своей презентации Наталья Мирошниченко.

Не менее насыщенной была и третья часть тренинга, где речь шла о портах и участниках портовой деятельности. Спикерами по этому направлению выступили Артем Скоробогатов (Партнер), Наталья Мирошниченко (Партнер, WMU/LMA PgDMaritimeLaw), Алексей Ремесло (Старший юрист), Карина Горовая (Старший юрист), Международная Юридическая Служба Interlegal.

Современный порт и его статус, администрация порта, службы в порту, таможенник, агент, стивидор, сюрвейер, экспедитор, перевозчик, капитан: их роли как участников портовой деятельности, зоны ответственности и правовое регулирование деятельности участников – это и много другое специалисты обсуждали чуть больше часа. Мир не стоит на месте, а потому еще раз пройтись по документам экспедитора, FCR, поручениям на погрузку и, конечно же, операциям, связанным с прохождением экспортного груза через порт/терминал до погрузки на судно, никогда не помешает.

Следующим вектором для беседы стали оффшорные компании в торговых схемах – тренды 2017. В качестве тренера в этой части выступила юрист, ведущий специалист корпоративной практики Международной Юридической Службы Interlegal Виктория Руссева. Всемилюбимая тема бенефициаров и рекомендации по работе с банками вызвали ряд интересных вопросов от участников тренинга.

Стренингом на тему «Страхование» перед участниками выступил Андрейс Радионов (Латвия). В завершение насыщенного рабочего дня поговорили про страхование грузов.

Финалом первого ежегодного тренинга «Все о контрактах GAFTA/FOSFA и чартерах: 5-в-1» стало вручении сертификатов участникам и фуршет, на котором можно было задать спикерам все интересующие вопросы уже в неформальном формате.

Новости по теме

| | | |