В 2019 году Украина обновила исторический рекорд экспорта плодоовощной продукции, полностью оправившись от российского эмбарго на экспорт, но, не прекратив поставки на рынок России полностью, — об этом собщает EastFruit. Наибольшим достижением Украины стал качественный прорыв в экспорте и расширение географии экспорта продукции – то есть существенно повысилась стоимость экспортируемой продукции и она стала поставляться в страны с высокими требованиями к качеству и безопасности, но и высокими ценами.
В целом экспорт овощей, фруктов, ягод и орехов, свежих, замороженных и сушёных принёс Украине в 2019 году $339 млн выручки – на 9,4% больше, чем в 2018 году и на 20,1% больше, чем в 2017 году. Главными товарными группами, которые обеспечивали прирост экспорта плодоовощной продукции были грецкие орехи, ягоды и яблоки. Прирост выручки от экспорта яблок за два года превысил 150%, а экспорт орехов и замороженных ягод вырос приблизительно одинаково – на 37% за два года. При этом удельный вес этих трёх ведущих категорий в общем экспорте плодоовощной продукции продолжал расти и достиг 70% в 2019 году.
«Темпы роста экспорта плодоовощной продукции из Украины остаются высокими, однако сможет ли страна их удержать в 2020 году – это большой вопрос, ведь наметился ряд негативных тенденций, таких как укрепление курса национальной валюты, дефицит рабочей силы для уборки продукции, снижение объёмов производства малины, снижение инвестиций в новые сады и ягодники и т.п. В то же время есть большая надежда на то, что Украина будет расти ещё некоторое время за счёт вступления в плодоношение садов фруктов, орехов и ягод, заложенных в последние пять лет», — прогнозирует Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйтвенной организации ООН (ФАО).
«Хотелось бы, конечно, чтобы Украина росла в экспорте не только экстенсивно, но и за счёт повышения стоимости экспортируемой продукции. Например, малину в Украине выращивают только для экспорта в замороженном виде, хотя свежую в ЕС можно продать в 5-10 раз дороже. Например, Марокко, находящееся намного дальше от основных центров потребления малины ЕС, экспортирует туда около 30 тыс. тонн свежей малины, а Украина – около нуля», — говорит Андрей Ярмак.
Эксперты Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) отмечают, что по объёму экспорта плодоовощной продукции Украина не входит даже в числе 50 мировых лидеров. Для примера, маленькая Литва с не самым благоприятным для фруктов и овощей климатом, экспортирует больше плодоовощной продукции, чем вся Украина. Соседняя с Украиной Польша экспортирует овощей и фруктов на $2,6 млрд – в 8 раз больше, чем Украина. Причём сюда входит и реэкспорт украинских ягод и других продуктов плодоовощной группы. То есть Польша зарабатывает на нашем экспорте овощей и фруктов, а значит и украинские компании могут научиться это делать.
Поэтому, по мнению УПОА, значительный потенциал для роста экспорта плодоовощной состоит в улучшении подходов к маркетингу и повышении качественных параметров плодоовощной продукции, что выльется в более высокую цену. А для этого украинским производителям придётся научиться работать вместе, как это уже сейчас делают те же польские садоводы. Потому что без развития кооперации в плодоовощной сфере конкурировать на мировом рынке фруктов и ягод станет всё сложнее, и сделать это смогут только очень крупные компании-производители.