Эксперт рассказал о тенденциях в упаковке плодоовощной продукции

27 ноября, 2018

Продовольственный рынок Украины только начинает формироваться. Государство потеряло традиционные рынки экспорта и сельхозпроизводители начали ориентироваться на европейские и заморские рынки. Для экспорта в плодоовощном секторе важным фактором стало не только качество выращенной продукции, наличие всех сертификатов, но и упаковка, в которой эта продукция будет поставляться. Президент Украинской плодоовощной ассоциации Федор Рыбалко утверждает, что тенденции в упаковке плодоовощной продукции будут еще меняться, и диктовать свои требования будет конечный покупатель. Об этом он заявил во время семинара «Послеурожайная доработка овощей увеличивает стоимость», который проходил в рамках Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства (UHBDP) при партнерстве ФХ «Владам» и БФ «Ласка».

Есть продукты, которые глобально делятся на две категории – это продукты, которые нужно фасовать в сетку, и продукты, которые нужно фасовать в картонную тару (картонный ящик). В сетку фасуется та продукция, которая выращивается в земле, а также продукция для розничной упаковки, что позволяют потребителю не ждать на кассах, а быстро взять какую-то часть продукции, например, цитрусовые или яблоки. Касательно транспортной тары для нежной продукции, такой как яблоки, ягоды, овощи, томаты, огурцы и т.д., используется одноразовая тара, которая бывает трех видов.

«Рынок Украины только еще начинает формироваться. Он не настолько развитый, потому что у нас, в основном, доставки были очень короткие, то есть, на короткое плечо. Фермер собрал продукцию ночью, упаковал ее, и как можно быстрее вывез на ближайшие рынки. Как только включился экспорт, то это, как правило, была банановая упаковка либо деревянный шпоновый ящик, который выдержал все тяготы решения наших дорог и нашей инфраструктуры», –говорит эксперт .

Он обозначил, что в последние несколько лет ситуация начала меняться, поскольку Украина потеряла традиционные рынки, которые существовали исторически. Вследствие чего осталось две категории рынков: европейские рынки и рынки, куда продукция доставляется морем (заморские).

«Для логистики морем используется одна упаковка, для логистики в Европу используется другая упаковка. Отличительной особенностью есть требования конечных покупателей», – рассказывает Рыбалко.

Эксперт обозначил, что тенденция соблюдается такая, что с каждым годом потребления деревянной тары (дощетчатый ящик толщиной не более 4 мм) сокращается. А использование пластиковой и картонной упаковки наоборот возрастет.

«Сетям супермаркетов не выгодно утилизировать эту деревянную тару, потому что это очень дорого и это приводит к дополнительным затратам. А утилизация картона и пластика экономически эффективна. Соответственно, в будущем будут использоваться максимально эти два вида упаковки – пластиковая и картонная»,  – утверждает президент УПОА.

Пластиковая тара в Европе имеет функцию обратной тары. Она может свободно пересекать границы 28 стран, поскольку у нее есть правовой статус. В Украине же подобная ситуация действует только в рамках страны (эпизодические случаи есть в торговле с Польшей). Но Федор Рыбалко убежден, что в будущем этот вопрос будет урегулирован.

«С учетом того, что у нас все больше и больше возникает связей со странами Евросоюза, то в будущем, скорее всего, этот вопрос будет урегулирован. Но, чтобы это произошло, необходим рост наших розничных цен на продукцию. То есть, надо, чтобы выросли доходы. Простой пример: услуга по оборачиванию этой оборотной тары у нас стоит в два раза дешевле, чем она стоит в Европе. Как только у нас цена поднимется, сюда сразу придут европейские операторы, которые действуют в масштабах всей Европы и даже в мире. То есть, пока цена низкая – операторы сюда не приходят», – резюмирует Рыбалко.

Вторым моментом, который может изменить требования к упаковке – это приход новых, иностранных сетей супермаркетов. Эксперт обозначил, что многие крупные украинские сети супермаркетов используют в стратегии модель известных иностранных сетей. Таким образом, они рассчитывают, что когда транснациональная компания захочет зайти на украинский рынок, то они продадут свою сеть ей. Иностранная же сеть придет со своими поставщиками и со своими требованиями к упаковке.

«Соответственно, когда придет транснациональная компания, она придет со своими требованиями к продукции, к упаковке, к стандартам качества. Это будет вопрос только времени через сколько это произойдет», – обратил внимание Рыбалко.

Эксперт акцентировал, что основной принцип в упаковке продукции – это ориентация на требования и пожелания конечного покупателя.

«Упаковка должна быть максимально адаптирована под требования конечного клиента, и этот тренд все сильнее и сильнее. Поэтому тенденция такая, что в зависимости от потребительских изменений, от размера плода – будет меняться упаковка. Это нужно учитывать в своих планах, потому что бизнес-планы нужно делать уже с доставкой на какие-то цивилизованные рынки», – подчеркнул Федор Рыбалко.

Новости по теме

| | | | | |