«Вопрос не в объемах производства. Вопрос в стратегии реализации», – эксперт о перепроизводстве плодоовощной продукции

10 ноября, 2018

Из года в год в Украине просматривается тенденция к перепроизводству некоторых видов продукции. В основном это касается плодоовощного рынка. Это связано с тем, что если в этом году была хорошая цена, например, на морковку, то в следующем году аграрии начинают массово увеличивать площади под этой культурой, тем самым уменьшая под другими. В результате на следующий год происходит перепроизводство моркови и обвал цены на нее. Главный аналитик Украинской плодоовощной ассоциации Татьяна Смирнова утверждает, что украинские фермеры в погоне за ценой не имеют четкой стратегии реализации.

«Многие фермеры, не все, конечно, действуют ситуативно. То есть, они видят, что высокая цена на какую-то продукцию в этом сезоне. Они считают в уме, что можно, в принципе, очень неплохо заработать. И в следующем году мы видим 100% расширение площадей именно под этой культурой. То есть, фермеры не просчитывают того, что при условиях резкого расширения площадей мы имеем перепроизводство, мы имеем низкие цены, и фермеры же потом остаются в убытке», – говорит Татьяна Смирнова.

Она отмечает, что любая продукция будет востребована, главное понимать, куда ее сбывать. Украинские фермеры могут производить больше, если находить новые варианты сбыта. Эксперт говорит, что все должно начинаться со стратегии. Поскольку именно грамотно просчитанная стратегия поможет фермеру остаться на рынке, не уйти в убыток и заработать.

«Мы не можем ограничиваться только внутренним рынком, то есть, только тем потреблениям, которое в Украине. Вопрос не в объемах производства. Вопрос в стратегии реализации. И, в принципе, в стратегии ведения бизнеса. Если у нас грамотно просчитанная стратегия, мы отлично понимаем, какой объем продукции мы можем реализовать на внутреннем рынке, какой объем продукции мы можем реализовать на внешнем рынке, при приятных погодных условиях в странах импортерах», – утверждает Смирнова.

Эксперт привела в пример фермерское хозяйство Херсонщины, которое имея правильную стратегию и модель развития, уже не в первый год экспортирует свою продукцию.

«У нас есть много примеров того, как умеют работать украинские фермеры, как они умеют просчитывать стратегию. У нас есть, например, компания в Херсонской области, они уже давно экспортируют лук в Великобританию. Но для того, чтобы наладить этот контакт и иметь постоянных покупателей, они один год продавали в Великобританию намного дешевле, чем они могли бы продать на внутреннем рынке. Но они на это пошли, потому что понимали, если они сейчас откажутся от этого контракта и будут продавать по более высокой цене на внутреннем рынке, то уже завтра эти покупатели будут искать другие варианты, и они к ним не вернуться. То есть, для того, чтобы иметь долгосрочные перспективные контакты партнерства, они продавали по более низкой цене. А уже на следующий год, когда в Украине был обвал производства, они продавали по более высокой цене», – рассказывает главный аналитик Украинской плодоовощной ассоциации.

Все говорит о том, что эта ситуативность, которой пользуются украинские фермеры, должна отходить в прошлое.

«Когда фермеры поймут, что нельзя действовать исключительно ситуативно, должен быть какой-то бизнес-план и стратегия,  только тогда мы можем говорить о каком-то потенциале. Пока этого не будет, мы будем иметь, собственно говоря, вот это перепроизводство. В связи с этим, многие фермеры будут прогорать и уходить с рынка, следующий год. Соответственно, садить будет не за что, потому что фермеры не заработали. Мы будем иметь сокращения производства, высокие цены. И вот такие вот качели будут преобладать на плодоовощном рынке», – добавляет Татьяна Смирнова.

Новости по теме

| | |