Плодоовощной сектор не стоит на месте. В связи со сменой климата в Украине аграрии начинают присматриваться к выращиванию новых, не менее затребованных на мировом рынке культур. Но для того, чтобы эти культуры стали не только экспортными для Украины, но и востребованными на внутреннем рынке, аграриям нужно развивать и популяризировать эти культуры. Так считает главный аналитик Украинской плодоовощной ассоциации Татьяна Смирнова.
«Все культуры затребованы. Вопрос в том объеме, в котором они востребованы. У нас нет той продукции, которую мы выращиваем, и ее никто не потребляет. При этом с каждым годом у нас появляются новые ниши, новые перспективные продукции, которые могли бы успешно выращиваться в Украине, в том числе благодаря климатическим условиям, и которые могли бы быть экспортными культурами. Сейчас наши фермеры только приглядываются к этим культурам. Они диверсифицируют производство, ищут новые варианты, ищут новые культуры, новые ниши», – говорит Татьяна Смирнова.
Например, украинские фермеры уже начали выращивать батат и артишок. Правда эти культуры пока не очень востребованы на украинском рынке. Но, безусловно, они могут быть вполне успешны в плане экспорта. А тут на руку аграриям Украины играет, мягко говоря, невысокий курс гривны по отношению к иностранным валютам, благодаря чему украинская продукция может быть вполне конкурентоспособна в ценовом плане на внешних рынках.
«Но вырастить эту продукцию не достаточно. Для того, чтобы этот сегмент, эта нишевая культура действительно развивалась нужно ее популяризировать, нужно украинцев знакомить с этой продукцией. Просто вырастить батат — это одно дело, а познакомить украинцев с бататом, объяснить, что это не картофель, а если мы будем углубляться в этот сектор, то это абсолютно разные культуры с точки зрения семейства. Опять же нужно объяснить украинцам, что такое артишок, чем он полезен, как его готовить, какие могут быть культуры, какие могут быть особенности, плюсы. И только тогда эта продукция будет успешной», – рассказывает Смирнова.
Правда, пока не многим по карману эти культуры. Это связано с тем, что предложения на рынке ограничено. Поскольку собственное производство очень небольшое, а основную часть этой продукции мы импортируем. И опять же за счет разницы в курсе – импортная продукция достаточно дорогая для украинцев.
Эксперт аналогично приводит в пример голубику. Если несколько лет назад украинцы не знали что такое голубика, они не знали в чем разница между голубикой и черникой, о том, что черника – это дикорастущая ягода, голубика – это культивированная. То сейчас украинцы хорошо знакомы с этой ягодой.
«И как мы видим, если несколько лет назад эта продукция была представлена импортом и была очень дорогой, то по мере роста ее производства в Украине она становиться все дешевле», – отмечает аналитик.
Но для того, чтобы популяризировать и знакомить украинцев с новыми продуктами плодоовощного сектора нужно проводить огромную маркетинговую работу, что не по карману обычным мелким и средним фермерам. Для этого, по словам Смирновой, аграрии должны сплотится в кооперативы, что также поможет им в сбыте своего товара.
«Что мешает фермерам сделать кооператив для того, чтобы объединить свои усилия?! Если они объединят усилия, то мы говорим о более крупных объемах, мы говорим о совершенно других каналах сбыта. Сети хотят работать с постоянными поставщиками, которые могут им гарантировать определенные объемы продукции в течении определенного периода. Им не интересно сегодня с Васей, который вырастил немного артишока, а завтра с Гошей, который вырастил немножко батата. А если они объединяться и придут в сети и скажут: «Мы пытаемся вырастить артишок, на данный момент у нас есть вот такие вот объемы» — только тогда сети будут готовы рассматривать этот вариант. То есть это стабильный канал сбыта для фермеров и это стабильная выручка», – акцентирует Татьяна Смирнова.