Капацына о том, как Николаевский порт привлек 500 млн долларов

9 декабря, 2016

Как расчистить путь инвестору, решить земельные проблемы, превратить свалку в современный терминал, чтобы экономика государства получило выгоду, рассказывает «Портам Украины» председатель наблюдательного совета компании «Український будівельник» Василий Капацына

В 2106 году в Николаевском морском порту были сданы в эксплуатацию зерновой терминал Cofco Agri и маслоэкстракционный завод с перегрузочным комплексом компании Bunge. Как результат — порт вышел на первое место в стране по перевалке зерновых. Председатель наблюдательного совета компании «Український будівельник» Василий Капацына рассказывает «Портам Украины», как в столь непростых условиях удалось привлечь инвестиции в порт.

Как расчистить путь инвестору

В чем основа успеха нашей команды? Мы хорошо понимали, что без привлечения мощных стратегических инвесторов, которые сами являются грузовладельцами или тесно связаны с ними, развить должным образом зерновую терминальную инфраструктуру порта будет невозможно. Но кто же будет вкладывать деньги в объекты на территории страны, прославленной в мире своей бюрократией и коррупцией?

Мы хорошо себе представляли, что в нашу страну никогда не придет ни один настоящий иностранный инвестор, да, собственно, и отечественный инвестор не всегда возьмется за дело, если будет понимать, что ему предстоит война с украинским непобедимым чиновником. А когда чиновника подкрепляет и наша специфичная правоохранительная система, то дело представляется совершенно безнадежным.

Мы начали с тщательного изучения мирового опыта. Причем, прежде всего, опыта тех стран, которые во многом похожи на нас с точки зрения коррупции, бюрократии – Турция, Китай и многие другие. И этот опыт подсказал, что основную часть борьбы с чиновничеством нужно взять на себя, а инвестору – предлагать уже подготовленные в техническом, инфраструктурном, организационном, а главное в нормативно-правовом, отношении инвестиционные площадки.

Где найти эти площадки? Профессионалы-портовики хорошо знают, что наши государственные морские торговые порты, имеющие мощную инфраструктуру, используют ее далеко не на все 100%. Такие вещи, как акватория порта, причалы, подходные каналы, инженерная береговая инфраструктура – это очень дорогостоящие объекты. Если создавать инвестиционные площадки на территории государственного порта с его развитой инфраструктурой, то проект получается исключительно привлекательным потому, что он обойдется в полтора-два раза дешевле, чем проект, реализуемый с нуля в месте, где необходимо строить акваторию, причалы, дороги и так далее.

И нам удалось наладить процесс формирования таких инвестиционных площадок на территории государственного порта для конкретных заказчиков. Хочу отметить, что этот опыт мы применили уже к ряду разных проектов. Но, конечно, самые крупные – это инвестиционные проекты транснациональной компании Bunge и самой крупной государственной продовольственной компании Китая Cofco Agri.

Я хочу особо отметить, что инвестиция компании Bunge – это самая крупная американская инвестиция в экономику Украины. А инвестиция компании Cofco Agri – это самая крупная китайская инвестиция в экономику Украины.

И это хорошее взаимодействие государства и бизнеса, когда бизнес, преследуя свои интересы, оживляет государственное инфраструктуру, заставляя ее работать более эффективно.

Земельные проблемы

Вопрос инвестиционной площадки, как в любом строительстве, упирается в проблемы собственности земли. Все знают, что по украинскому законодательству невозможно ничего построить или реконструировать, не являясь пользователем участка земли в том или ином виде – собственность, аренда, сервитут. Задача состоит в том, чтобы передать инвестору земельный участок. Земельный участок при этом может быть абсолютно свободен от государственного имущества, на нем частично может находиться государственное имущество.

Известно, что морские порты действуют на земле государственной формы собственности, она находится в постоянном пользовании. Мы в Николаевском порту выработали практику выведение земли из госсобственности. Это непростая процедура, но она предусмотрена украинским законодательством.

Сразу скажу, что пришлось пройти через многие испытания той самой борьбы с чиновником, о которой говорилось выше. Были наезды прокуратуры, уголовные дела, суды и так далее. Поэтому наш опыт выстраданный. И мы действовали полностью в правовом поле, о чем можно рассказать подробнее.

Терминал на месте свалки

Примерно в 150 метрах от 12-15-го причалов Николаевского порта находилась бросовая территория, где проходил городской коллектор, через который сбрасывались ливневые воды в лиман через причальную линию. Это была балка глубиной 30-40 метров и шириной 150 метров. Казалось бы, что с ней делать? Но строители знают, что нерешаемых проблем нет. Это вопрос умения, ресурсов и времени. Будучи еще начальником Николаевского порта, году в 2009-м, я привел к этой балке министра транспорта и связи Иосифа Винского, показал эти неудобья и объяснил, что порядка здесь не будет, если не вывести землю из государственной формы собственности и не отдать инвестору.

Процедура выведения была сложная, но ее удалось провести, был построен нормальный коллектор с двумя трубами двухметрового диаметра для сброса ливневых вод. Были построены несколько уровней подпорных стенок. Все это весьма сложная работа – делается проект, проводится экспертиза, получается разрешение на строительство. Вот это называется инвестиционная площадка.

В мире такими подготовительными работами занимаются инжиниринговые компании. Такие, как наша компания «Український будівельник», такие, как одесские компании «Зерновая столица» и «С – Инжиниринг», которые помогали нам создавать инвестиционную площадку. После того, как проведена подготовительная работа, необходимо найти инвестора.

На той площадке, которую я описал, началось строительство маслоэкстракционного завода компании Bunge с наливным терминалом и терминалом для накопления шрота.